Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертиза

Одним из инструментов расследования дорожно-транспортных происшествий, где был поврежден автомобиль, где пострадали пассажиры, водитель, пешеходы служит экспертиза ДТП, которую обыватели часто по разному именуют то дорожно-транспортной, то дорожной, то автодорожной.

Примечательно и то, что ни одно из этих названий дорожной экспертизы не является научно-обоснованным и правильным наименованием, но про это позже.

Дорожно-транспортная экспертиза (дорожная или автодорожная экспертиза) в настоящее время остается самым редким видом автотехнических экспертиз, чему служит целый набор причин.

Независимо от того, что дорожно-транспортная (дорожная или автодорожная) экспертиза обрела свое уникальное название более 7 лет назад, основная масса практикующих следователей, судей, юристов, адвокатов назначают в следствии или суде) «автотехническую экспертизу», обозначая лишь только класс исследования, без уточнения вида экспертного исследования.

В следствии столь абстрактного и общего обозначения данной экспертизы, в практике довольно часто появляются ситуации, когда в офис экспертной организации, где имеются «автоэксперты» (оценщики ущерба, оценщики автомобилей, эксперты в области транспортной трасологии), поступают материалы уголовного дела, для исполнения которых необходимы знания эксперта по исследованию ДТП (дорожной разметки, полотна дороги, дорожно-транспортных происшествий, дорожных знаков).

Возникает неприглядная ситуация, когда материалы дела возвращаются в следственные или судебные инстанции без должного исполнения, в результате чего сроки дела затягиваются по причине неграмотности участников следственного процесса.

Главные цели и задачи дорожно-транспортного исследования:

• ситуация на месте дорожно-транспортного происшествия: обочин, участка дороги за пределами дорожного полотна, состояние покрытия проезжей части;

• состояние дорожного полотна в месте происшествия, наличия закруглений, уклонов в поперечном и продольном направлении;

• возможные условия видимости и обзорности с места водителя;

• установление возможности (невозможности) должного восприятия водителем сложившейся ситуации;

• Исследование технической возможности (невозможности) предотвращения происшествия;

• определение значений параметров и коэффициентов, который характеризуют движение транспорта и иных объектов на месте ДТП: коэффициентов сцепления и сопротивления при перемещения транспортных средств и других участников по покрытию автомобильной дороги;

Выявление обстоятельств, связанных с обстановкой предшествующей ДТП, которые способствовали возникновению происшествия: неправильное расположение дорожных указателей, неблагоустроенность дороги, отсутствие должных дорожных знаков, неправильная разметка дороги и прочие отрицательные особенности дорожной ситуации.

Для проведения автодорожной (дорожной или дорожно-транспортной) экспертизы в распоряжение эксперта необходимо предоставлять все материалы административного, уголовного, гражданского дела, которые относятся к происшествию. Должностному лицу назначающему дорожную экспертизу необходимо знать, что для всестороннего и полного исследования необходимо полное изучение комплекса информации о дорожно-транспортном происшествии.

К примеру, в ситуациях, где главным обстоятельством дорожно-транспортного происшествия выступают погодные условия обязательным документом будет справка о погодных условиях из регионального Гидрометеоцентра в момент дорожно-транспортного происшествия.